Искусство создания гобелена было известно уже более трех тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют хотя бы древнеегипетские артефакты. Эти древние находки отдаленно представляют собой то, что сегодня мы называем привычным современным словом гобелен. В случае древнеегипетских экспонатов речь шла о льняных полотнах, на которых были вытканы различные узоры или даже целые сюжеты.
В Америке, до прихода туда европейских колонистов, также были известны некоторые приемы создания шпалер. Самые древние из образцов шпалерного ткачества, найденные в Южной Америке, имеют возраст более четырех тысяч лет. В Китае в X-XVIII веках, используя технологию, сходную с той, которую потом использовали европейские мастера, создавали шедевры из шелка, которые также вполне можно назвать гобеленами. Известно, что это искусство было завезено в Европу с Востока, в эпоху средневековых крестовых походов. На первых европейских шпалерах были вышиты сюжеты из Библии и исторические моменты. Старейшая в Европе шпалера с изображением различных животных была создана в районе Рейна в X веке.
Первые мануфактуры стали появляться в конце XIV века в Германии. Со временем это ремесло проникло во все уголки Старого Света и стало неотъемлемой частью жизни средневековой эпохи. Во Франции даже стали появляться шпалеры, содержащие столь изысканные природные сюжеты, что сейчас бы их вполне назвали фотореалистичными.
Такие города, как Париж, Аррас и Турне, периодически лидировали в производстве шпалер. При этом пальму первенства да конца XVIII века всегда держали фламандские и французские мануфактуры. Причем каждая из них обладала своей неповторимой техникой производства. Знамениты были также и шпалеры, произведенные в Брюсселе. Одним из наиболее известных шедевров этой школы является шпалера «Дама с единорогом», созданная учеником Вюлькопа.
Однако не только французские и немецкие мануфактуры снискали себе славу на этом поприще. Наиболее прославилась королевская мануфактура, созданная в Англии, в местечке под названием Мортлейк в 1610 году. Изготовление гобелена в то же время было начато также и Испании, причем эскизы для одной из таких мануфактур делал великий Франсиско Гойя.
Слово «гобелен» стало общеизвестным в XVII веке. Под ним понимался ковер с вытканным на нем изображением, который вешали на стену. Первоначально так именовали шпалеры, изготовленные только основателями первого производства – братьями Гобеленами. Оно было основано на технике перекрестного переплетения нитей. В то время стали широко использовать достижения техники и разделение труда, и производство стало более эффективным – каждый цех отвечал за свой этап производства.
В изготовлении гобеленов в различные эпохи применялись различные техники. К примеру, шпалера создавалась только вручную. На первом этапе на специальном станке натягивались льняные нити, а затем они особым образом переплетались. Причем для переплета использовали цветные нити – как правило, шерстяные или шелковые. Самые лучшие мастера использовали простую рамку с натянутыми на нее нитями. Ткацкие станки появились намного позднее, когда стали расцветать мануфактуры.
Шпалера может быть изготовлена как на низком, так и на высоком станке. На низком станке нити располагаются горизонтально, а на высоком станке – вертикально. Соответственно, от устройства станка будет зависеть и само производство.
Вначале будущее изображение делалось на картоне – рисунке в натуральную величину, с которого затем и ткали шпалеру.
Интересно, что лучшие шпалеры делали те мастера, которые сочетали в себе таланты и художника, и ткача. Кроме того, это искусство требует колоссального терпения и опыта. По сути, хороший ткач – это живописец-творец, использующий вместо красок шелковые нити.
Как известно из истории, в России слово «гобелен» стало известно в XVIII веке – в петровскую эпоху. (Причем именно оно стало общеупотребительным, а слово «шпалера» превратилось в дальнейшем в искусствоведческий термин.) Именно в это время в Санкт-Петербурге была основана первая шпалерная мастерская.
А самый первый "русский гобелен" появился в России в XVII веке в виде подарка русскому царю от французов. По сути, это была шпалера в виде ковра с вытканным рисунком.
Первые русские гобелены использовались в основном для украшения царских дворцов в Санкт-Петербурге. Особенно популярны стали изображения портретов царственных особ и вельмож, ставшие визитной карточкой русского производства.
Первая мануфактура в России заработала при активном участии мастеров из Франции. Русские гобелены становились произведениями искусства и поражали зрителей своей монументальной живописью и красотой исполнения. В настоящее время русские гобелены можно увидеть в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, где они по-прежнему впечатляют мастерством исполнения и точностью передачи сюжета.
Источник